Когда-то писал статью по мотивам выхода Human Revolution. Нашел у себя в доках и решил поделиться с гаражом. %)
К раздумьям на данную тему мой воспаленный мозг пришел в волчий час бессонной ночи через размышления о недостатках игры Deus Ex: Human Revolution. Игру эту я проходил и даже имел фан, однако мне все время не давали покоя несколько вещей, которые, на мой взгляд, сильно вредят игре и ставят ее гораздо ниже оригинального Deus Ex. Обычно я в первую очередь упоминаю вопиющий анахронизм — хотя это, по-моему, свойство почти любых приквелов, тем более вышедших намного позднее оригинала (за это я, собственно, и не люблю приквелы в целом). Странно было бы ожидать, что авторы будут себя искусственно ограничивать рамками, установленными в игре десяти-с-лишним-летней давности, а потому в «прошлом» 2027-м году и роботы круче, и киборги сильнее, и даже оружие продвинутей.
Однако это не единственная придирка. Намного важнее, хоть и не так бросаются в глаза, недостатки главной сюжетной линии, и вот их-то я бы хотел здесь разобрать поподробнее, попутно развивая темы, выходящие за рамки игры прямиков в наш риаллайф.
Пункт первый — главный конфликт сюжета, борьба сторонников кибермодификаций с активистами движения «за чистоту тела». Уже с первых моментов игры конфликт этот представлялся мне совершенно надуманным. В появление подобной проблемы в реальности я не верю в принципе, и вот почему.
Во-первых, глупа и наивна аргументация «про-гуманистов». Она взята напрямую из риторики традиционалистов-консерваторов, в первую очередь религиозных, коим свойственно критиковать любые технологические нововведения и прогресс в целом, и которые последние века неизменно проигрывают по всем фронтам. В настоящий момент помаленьку угасает очередная истерия такого плана — против ГМО. Аргументация анти-ГМОшников практически один-в-один повторяется Фронтом Человечества, и точно так же вчистую сливает прагматичным научным фактам. Вот только первые не способны, в отличие от последних, собирать миллионные демонстрации и провоцировать глобальные теракты — вообще как-либо существенно вредить прогрессу в ненавидимой ими области (хотя и демонстрации, и теракты, конечно, имеют место быть). Напротив, их вмешательство скорее приносит пользу, поскольку привлекает внимание обшества к неминуемо возникающим проблемам и недостаткам — которые сами по себе, конечно, не повод отказываться от научно-технического развития, но, тем не менее, нуждаются в решении.
Совсем другое дело — про-гуманисты в HR. Судя по тому, что мы видим в игре, они чуть ли не вплотную подошли к возможности привлечь на свою сторону большинство людей и, таким образом, обратить прогресс вспять — небывалое доселе явление со времен Инквизиции. Конечно, в нашем случае за ними стоят супер-влиятельные Иллюминаты, кровно заинтересованные в том, чтобы контролировать сферу кибер-аугментации, и поэтому привлекающие свои огромные ресурсы к негативному пиару. Тем не менее, для нашего мира это беспрецедентная ситуация, и скорее похожа на продукт паранойи сторонника НТП, поверившего, что консерваторы таки способны остановить развитие человечества, и пославшего посредством игры отчаянный месседж миру — чтоб, мол, не дали до такого довести.
Я даже не хочу рассматривать такие аргументы про-гуманистов, как «противоречие природе» и «вторжение в священное человеческое мясо». Эти приемы стары как мир и с возрастом не потеряли идиотичности. В свое время с ними сталкивались еще средневековые хирурги — и, по счастью, в конечном счете вышли победителями.
Гораздо значимее (это, значит, будет во-вторых) другая проблема, на которую обращает внимание Фронт — это поголовная зависимость кибер-аугментированных от проприетарного лекарства. Я сильно подозреваю, что проблемы с нейропозином были введены в сеттинг специально, чтобы дать хоть какую-то реальную силу анти-аугментационной риторике, потому что без нейропозина она и гроша ломаного не стоит.
Но здесь возникает ощущение, что действие игры происходит в какой-то очень альтернативной реальности, где по неясной причине все эксперименты по созданию нейро-электронного интерфейса потерпели крах — все, за исключением изобретения Хью Дэрроу. Ведь нейропозин нужен лишь для того, чтобы предотвратить отторжение придуманных им PEDOT-кластеров — биомеханических имплантов, обеспечивающих контакт между нервной системой и механическими надстройками. Почему-то ничего не говорится о других подходах к кибернетизации, как будто рецепт Дэрроу — единственный в природе. Возможно, в данной вселенной дело обстоит именно так, но все равно странно, что при таком подъеме финансового сектора кибераугментаций никто не попытался найти альтернативный подход. Причем даже тут сложно свалить все на Иллюминатов — последние, кажется, совсем не заинтересованы в контроле общества посредством нейропозина, подобно тому, как позднее попытается сделать MJ-12 с «Амброзией». Вместо этого они разрабатывают другой план, сложный и несуразный. Но в данной статье речь не о глупости Иллюминатов… Странно только, что на нейропозин почему-то жалуются в основном не нуждающиеся в нем про-гуманисты, а не сами подсаженные на него киборги, которые, кажется, принимают это как неизбежное зло.
На самом деле, и по другую сторону баррикад бреда не меньше — и тут мы подходим к главной идее, ради которой я и пишу сей опус. Мне совершенно непонятен внезапно охвативший мир DX энтузиазм по поводу кибернетических протезов. То есть понятно, что киберулучшения (по крайней мере, пока не развилась бионика) — лучший вариант для калек-инвалидов. Но зачем остальным массово отрезать себе члены и заменять железками? В игре нам говорят — потому что киборги эффективнее работают; например, на строительство климатической станции Дэрроу нанимали исключительно аугментатов.
Фактически, кажется, именно возросшая конкуренция со стороны кибер-аугментированных является главным фактором, вызвавшим массовые народные протесты. На первый взгляд кажется, что они правы. «Руки терминатора» сильнее обычных, киберглаза лучше видят и дают кучу дополнительных бонусов, с имплантированным аквалангом можно жить под водой… и так далее. Но на самом деле ценность имплантов сильно страдает именно из-за того, что это импланты. В обычной жизни когда человек хочет выполнить некоторую работу, для которой недостаточно возможностей его организма, он применяет инструменты — вкручивает шурупы отверткой, преодолевает большие расстояния на автомобиле, стреляет в людей из автомата. Теперь представьте, что вам отрезали руку и заменили навороченной отверкой. Вы теперь, конечно, сможете лучше всех вкручивать шурупы и… все. Больше ни на что вы не способны. Мало того — эта отвертка вам влетит в такую копеечку, что вы за всю жизнь не сможете компенсировать эти расходы даже за счет возросшей эффективности. «That’s how you judge a man — by performance — then eventually it’s not about people but upgrades, versions, functionality» — говорит один из персонажей первой части. Но такой подход ущербен, ведь главное преимущество человека — именно в потенциальной многопрофильности, в способности справиться с любой мыслимой задачей путем применения нужных инструментов.
Другая проблема кибермодификации, как ее рисуют фантасты, имеет корни в традиционном антропоморфном мышлении. Киборг нам представляется в целом вполне человекообразным существом, только руки у него превращаются в пушки, ноги позволяют обгонять спорткар и перепрыгивать дома… Мало того, что джетпак, который можно надеть при необходимости и снять, когда он не нужен, априори удобнее — и обходится дешевле! — чем ракетные двигатели в киберногах. Так еще и использование привычной формы ног для достижения заявленных целей не имеет смысла.
Я говорю о той же причине, по которой нас до сих пор не окружают так любимые фантастами середины прошлого века роботы-андроиды. На самом-то деле роботы повсюду. Вот только инженеры, в отличие от писателей, больше смыслят в функциональности, и если хотят создать робота-сварщика, то он будет выглядеть как висящая над конвейером коробка, а не двуногое железное чучело с антеннками на голове и сварочными аппаратами вместо кистей рук. При упоминании кистей рук, кстати, на ум сразу приходит сцена из «Призрака в доспехах», где в контору к протагонистам проходит делегации конкурирующей спецслужбы, и один из них начинает с огромной скоростью вбивать команды на компьютерной клавиатуре посредством раскладных киберпальцев. Не спорю, кадр эффектный. Но зачем вообще было калечить свои руки, делая их пригодными исключительно для работы машинистки, если достаточно было вживить где-нибудь в неприметном месте штекер для прямого коннекта? Чем рука-автомат лучше автомата в руке? Прямой контакт с мозгом, улучшающий прицел? — ну так подключи проводком к тому же штекеру, будет тебе контакт.
В итоге получается, что единственный по-настоящему ценный имплант — это тот самый кибершунт, позволяющий напрямую управлять железками, словно собственными органами. Фишка в том, что железки эти совершенно необязательно должны быть намертво прикручены к телу, а тем более заменять родные органы. Это не только не снизит, но и повысит эффективность каждого инструмента — во-первых, не нужно подгонять его под человеческую форму, да еще и стараться, чтобы он не отвалился в процессе применения. Несомненно, пушка Баррета из FFVII могла бы быть намного мощней, если бы ему не приходилось гасить отдачу культей (Баррет, впрочем, попадает в упомянутую выше категорию калек-инвалидов), а использовала бы, скажем, сбрую на манер смартгана из «Чужих». Во-вторых, инструменты эти можно с намного большей легкостью заменять. Вот у того же Баррета на руке стандартный интерфейс для киберпушек. Годится ли он для чего-то еще? Судя по фильму, да, годится — хотя и верится в это с трудом. Ведь один-единственный дата-интерфейс гораздо проще стандартизировать, чем разъем для гатлинг-гана.
В общем и целом, я не вижу достаточных причин для кибер-бума в вероятном будущем человечества, а поскольку мир HR позиционируется как один из вариантов такого будущего, то и в нем тоже. В самом деле, у генетических вмешательств и пресловутых наномашин гораздо больше перспектив — в первую очередь потому, что они могут позволить дополнить возможности человеческого тела, а не трансформировать их. И вполне логичной видится ситуация в первом DX, когда киборги редки и в основном несчастливы, неприспособлены к жизни и, как заметил доктор Райс, нуждаются в постоянном техобслуживании — проблема, которой почему-то уделено очень мало внимания в приквеле. И да здравствует идеология MJ-12, ведь именно благодаря их «ethical flexibility» человечество получит генетических мутантов и нано-аугментацию! %)
«главное преимущество человека — именно в потенциальной многопрофильности»
Ну вот тут не соглашусь. По факту зрелому человеку редко нужна многопрофильность, тем более потенциальная. Если чел 20 лет работает грузчиком, и тут ему предлагают заебашить имплант с котором он будет разгружать в пять раз больше вагонов за то же время, и это, допустим, в условиях безработицы связанной с ней высокой конкуренцией — кто откажется? Окей, откажется один — согласится его коллега, а его самого выкинут нахуй. Я не спорю что сюжет деуса в целом содержит ряд допущений, но я бы не сказал что они не укладываются в рамки адекватного SF/CP. Да, шлюхи с аугментированными вагинами это странно, но это только показывает что: а) сами импланты относительно недороги (их по крайней мере может себе позволить работяга в кредит взять, или бордель может обеспечить им своих шлюх); б) есть высокая конкуренция среди всех слоев общества. И имплатны с одной стороны порождают эту конкуренцию (там где раньше нужно было 5-10-20 человек, теперь хватает одного — прямая отсылка к мануфактурам), с другой — люди теперь ВЫНУЖДЕНЫ использовать импланты, чтобы иметь возможность зарабатывать хоть какое-то бабло. Да это фантастический сценарий, но в рамках вселенной, в рамках исходного «импланты недороги и доступны» — я не вижу почему бы он был нереален.
К слову, аугментированные люди вовсе не теряли свой старый «функционал» — руки-ноги у всех на месте, все тулзы аккуратно встроены в действующие обычным образом конечности. И лично я бы придрался именно к этому моменту, потому что действительно в оригинальном деусе из аугментированных людей провода торчали во все стороны. Но если закрыть на это глаза, то по мне все остальное достаточно логично.
Что касается самой идеи «нафиг аугментировать руки, когда можно сделать интерфейс в моск» — ну во-первых это потребует изменения интерфейсов вообще всей техники, в то время как аугментация рук позволяет их использовать ВООБЩЕ с любой клавой. Так что тема интерфейса-в-моск скорее актуальна уже для эпохи оригинального деуса. А HR именно про то время когда все эти техноштуки только-только появлялись и авторы даже и не ставили себе задачи показать «как было бы лучше и логичней». К тому же когда в этом мире хоть что-то было бы «лучше и логичней»? Мы вон до сих пор нефть прожигаем, а сколько лет прошло. Так что логика тут не работает — кто продавил свое решение, тот и молодец. Сариф это сделал, у него хватило бабла на популяризацию имплантов — так что имеем то что имеем =)